Блюз Дельты Невы
7 и 8 июля в Санкт-Петербурге прошёл XIV Международный Фольклорный Блюзовый Фестиваль "Дельта Невы" .
Если вы любите блюз и летние опен эйры в Петербурге, или только собираетесь открыть для себя эту музыку, повлиявшую практически на все современные музыкальные стили, а также сам формат летнего фестиваля под открытым небом - «Blues Дельты Невы», который уже в 14-й раз проходит в одном из самых живописных мест в историческом центре Санкт-Петербурга - Юсуповском саду на Садовой улице, 50 - это событие для вас! И, что не маловажно, это событие для всей семьи.
Создатели фестиваля говорят на своих ресурсах: «здесь собираются люди с хорошим вкусом и с ироничным отношением к себе». И действительно, за два дня фестиваля мы в этом убедились и по публике и по артистам. Атмосфера на фестивале самая дружелюбная, было ощущение, что вокруг тебя твои друзья, которые, возможно, опоздали на поезд, возможно, пережили разлуку и… решили отправиться в Юсуповский сад, насладиться хорошей музыкой, танцами и общением в эти летние дни под удивительно ясным небом Санкт-Петербурга.
И в первый день фестиваля, 7 июля погода действительно удивила. Вопреки всем прогнозам, в 16:00 группа Wine открыла первый день фестиваля под совершенно ясным небом и продемонстрировала то самое «ироничное отношение к себе» во всей красе, расположив зрителей и задав нужный лад. Максим Некрасов, виртуоз губной гармошки запомнился нам особенно, исполнив импровизацию на тему песни В. П. Соловьёва-Седого «Город над вольной Невой» (оф.«Вечерняя песня»).
Blues Clan, Underground Blues Band, Jungle Jam, продолжали первый день фестиваля уже с динамикой блюз рока и даже фанка, а мультиинструменталисты NAZAROV/DANILOV продемонстрировали зрителям, как и гласит их пресс релиз «вдумчивое исследование и интерпретацию, казалось бы вдоль и поперёк изученной территории корневых жанров американской музыки, в котором им помогают обширные знания блюзовой и фолковой традиции нового света, а также виртуозное владение впечатляющим набором музыкальных инструментов» Акустические гитары, стиральная доска, слайд-гитара, губная гармоника, стомп бокс, пандейру, шейкеры, кости, ложки…» - думаю, благодаря выступлению дуэта, многие открыли для себя дух блюза как изначально бытовой, народной музыки, непосредственной и пронзительной.
Blues Doctors из Екатеринбурга показали невероятный драйв, особенно запомнился момент, когда Владимир Демьянов, фронтмен коллектива спустился со сцены и прогулялся по саду среди публики, исполняя соло на гитаре.
Джазовый Оркестр Давида Голощёкина, Темур Квителашвили - очень разные, очень глубокие и ожидаемые выступления. Не возможно не отметить, что концепция фестиваля вмещает в себя широчайшую палитру музыкальных направлений, берущих начало и в фольклоре, и в блюзе, и в джазе. Программа первого дня получилась контрастной и событийной, не хотелось пропускать ни одного выступления, не смотра на то, что на фестивале присутствовали и другие развлекательные программы, мастер классы и фуд корт. Фееричное выступление The Lunar Brothers и салют в финале дня подарили зрителям самое праздничное настроение. А ответ на вопрос: приходить ли завтра? - стал очевидным!
Инга фон Грот и её коллектив открыли второй день фестиваля очень элегантно, Oleg Capovani Quartet из Италии - квартет талантливого и энергичного гитариста, продемонстрировавший публике настоящий итальянский задор. Влюбили в себя The Southern Comfort. Elizabeth Allai – одна из наиболее ярких и колоритных исполнительниц на джазовой и блюзовой сцене Санкт-Петербурга. Обладательница от природы красивого и богатого оттенками голоса, умноженного на мастерство и неподдельное обаяние, заставляет погрузиться в те истории, которые она рассказывает со сцены.
На фестивале всегда играют артисты со всего мира, однако, интересно, что именно для фестиваля артисты из разных городов и континентов собираются вместе, чтобы сыграть специальные сеты. Многие замечали, что 8 июля фестиваль был «днём женского блюза» - Федулова, Lamba Blues Band, Мария Рубановская, Лисикова и Они, Blansh - все коллективы подарили публике невероятно мощные выступления и подачу от своих фронтвумен.
Завершали второй фестивальный день Гия Дзагнидзе & Modern Blues Band (Грузия), и Charles Burton (США). Атмосферу особенного тепла и непосредственности на фестивале создают сами музыканты, прямо во время фестиваля импровизирующие друг другом, зрители смогли послушать не только узнаваемые хиты своих любимых артистов, но и побывать на настоящем блюзовом джеме, причём, джеме музыкантов, которые зачатую говорят на разных языках, однако всё же, нашедших общий язык в музыке блюза. Остаётся загадкой, почему исполнение блюза (англ. blues от blue devils — уныние, хандра) на самом деле может приносить такую радость и умиротворение, заряжать и артистов и слушателей самыми лучшими эмоциями, объединять. Возможно это та самая самоирония, без которой невозможно представить себе ни петербуржца, ни сам город в дельте Невы. Одно можно сказать с уверенностью - блюз Петербургу очень к лицу.
Ольга Карпова
10 июля 2018 г.