29 октября в стенах Университета ИТМО свою работу начала Стратегическая сессия по управлению изменениями в вузе в рамках программы повышения конкурентоспособности российской высшей школы среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5 в 100». Оператором мероприятия выступил Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».
Стратегическая сессия ориентирована на оценку эффективности изменений, происходящих в вузах-участниках программы «5 в 100», и является одним из элементов мониторинга процесса ее реализации в университетах в целях проектирования динамики развития высших учебных заведений в краткосрочной перспективе. По итогам таких собраний сотрудники Центра имеют возможность выработать рекомендации для Министерства образования и науки РФ по дальнейшей реализации федеральной программы.
На первый взгляд может показаться, что данный проект по своей структуре напоминает деятельность Международного совета, работа которого также направлена на обсуждение достигнутых результатов реализации программы повышения конкурентоспособности российской высшей школы в рамках «5 в 100» и предметный анализ деятельности университетов, однако существует ряд существенных отличий.
«Заседание Международного совета и сессия по управлению изменениями в университете – два абсолютно разных мероприятия, – рассказывает Марианна Чистякова, начальник Управления стратегического развития Университета ИТМО. – Да, о выявлении и реализации процессов изменения и трансформации вузов мы говорили на встрече с Советом и будем также говорить сегодня. Но данная Сессия – внутреннее событие, проходящее под контролем сторонней организации. Это площадка для обсуждения изменений, которые у нас уже произошли и которые мы планируем осуществить в будущем. И что самое главное, в этом мероприятии участвует не только высшее руководство университета, но и представители трех ключевых групп: базовых магистерских кафедр, факультетов и международных научных лабораторий. Ведь именно они инициируют эти процессы изменений, реализуют их и имеют свое определенное мнение о том, как эти самые процессы должны происходить».
Первый день Сессии был полностью посвящен работе и начался со вступительного слова модератора Владимира Княгинина, директора Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) и президента Фонда «Центр стратегических разработок» (Москва). По его мнению, на сегодняшний день развитие университетов в рамках федеральной программы осуществляется не так быстро, как хотелось бы, и этот процесс необходимо ускорить. Специалист отметил, что многие вузы свели систему управления к системе «закупок», когда для повышения своего рейтинга руководство высших образовательных учреждений начинает приглашать как можно больше иностранных профессоров, ученых, покупать места для статей в зарубежных журналах и так далее. Однако по словам эксперта, следует обращать внимание не на количество, а на качество, например, всего около пяти хороших, действительно качественных, научных статей в ведущих научных журналах могут в разы поднять рейтинг университета. Кроме того, для успешного развития вузов в проекте «5 в 100» нужна саморефлексия. Необходимо, чтобы сами сотрудники университетов смогли оценить свою работу, выявить существующие проблемы и определить дальнейшие направления деятельности. Именно этим в течение всего дня занимались участники Сессии по управлению изменениями, разделившись на три группы представителей базовых магистерских кафедр, факультетов и международных научных лабораторий. В результате модераторам удалось получить конкретные ответы на вопрос о том, каковы долгосрочные цели развития университета в рамках программы «5 в 100» в целом и его базовых структурных подразделений в частности, а также произвести оценку изменений, произошедших в вузе в ходе реализации федерального проекта.
«Данное мероприятия очень важно для нас с точки зрения корректировки дальнейшего пути, как стратегического, так и тактического, и на ближайшие годы, и в плане дальнейших шагов по продвижению в конкурентоспособности университета, – комментирует начальник Управления инновационной деятельностиУниверситета ИТМО Нина Яныкина. – Я думаю, что за эти два дня мы проработаем дополнительные направления по развитию вуза, поймем, чего мы достигли за текущие полтора года реализации программы, где мы идем правильно, а где наш путь требует уточнений. И вся полученная информация ляжет в основу скорректированной дорожной карты, которая сейчас разрабатывается на 2015-2016 годы».
И если в первый день участники Сессии обсудили те процессы, которые в Университете ИТМО уже произошли, и каких результатов представители вуза смогли добиться за время участия в программе «5 в 100», то второй день ориентирован на поиск и определение плана будущих мероприятий и проектов, способствующих повышению конкурентоспособности университета.